О ЦДАКЕ
«Заповедь о цдаке (пожертвовании) равноценна всем заповедям вместе взятым», – говорит Вавилонкий талмуд, трактат «Бава Батра».
Слово «цдака» происходит от ивритского «цдек» («справедливость»). Поделиться с нуждающимся – это, с точки зрения иудаизма, акт восстановления справедливости, т.е. вещь обязательная. Давая цдаку, вы становитесь посредником между Богом и нуждающимся, помогаете Ему вершить справедливость в этом мире.
Основа существования еврейской общины – ощущение общности и взаимовыручки. Каждый обязан помочь ближнему, и каждый имеет право получить от него помощь.
Вот что говорит о заповеди цдаки «Кицур Шульхан Арух» – свод законов, в котором собраны все сведения о том, как следует поступать еврею во всех жизненных ситуациях:
«Всякий человек обязан давать цдаку, сколько в состоянии. И даже бедняк, кормящийся цдакой, должен подавать из тех денег, что ему подают. И даже если он может дать очень мало, пусть не отказывается по этой причине давать цдаку, поскольку его малое подаяние так же важно, как огромная милостыня богача».
Великий мудрец рабби Йегуда говорил:
«Десять могучих вещей были созданы в мире. Гора могуча – железо вонзается в нее; железо крепко – огонь плавит его; огонь силен – вода гасит его; вода могущественна – облака впитывают ее; облака могучи – ветер рассеивает их; ветер могуч – но тело может устоять против него; тело крепко – страх сокрушает его; страх силен – вино ослабляет его; вино сильно – сон протрезвляет от него; а смерть сильнее всего – но цдака побеждает смерть».
В законах Торы заложен важный принцип ответственности друг за друга. Чем ближе к тебе человек, тем больше ответственности ты за него несешь. Это отражается и на порядке предпочтения в оказании помощи. Если среди нуждающихся есть ваш родственник, в первую очередь, нужно помочь ему. Если выбор идет между жителями твоего города и другого – нужно прежде всего помочь нуждающимся твоего города.